Газета «Вестник»
Архив

№ 29 (758)
29 июля 2005


Заголовки в формате RSS

Жорес Алферов: «Мы живем в стране оптимистов»


В Ульяновском государственном университете побывал лауреат Нобелевской премии,

академик Российской Академии наук, депутат Государственной Думы РФ Жорес Алферов.

Визит выдающегося ученого в наш город состоялся благодаря чистой случайности. Этим летом он отдыхал в санатории в одно время с мэром Ульяновска Сергеем Ермаковым. Мэр пригласил Жореса Ивановича посетить наш город. После встречи в городской администрации высокий гость побывал в Ульяновском государственном университете. Здесь состоялся заинтересованный диалог академика с руководством, учеными и студентами УлГУ, а в заключение встречи Жоресу Алферову было присвоено звание 'Почетный профессор УлГУ’. Кроме представителей университета в ней приняли участие: заместитель министра Правительства Ульяновской области Евгений Никифоров, мэр города Сергей Ермаков, председатель городской Думы Василий Гвоздев, генеральный директор НПО 'МАРС’ Валентин Кидалов и депутат Законодательного собрания области, коллега Жореса Алферова по работе в Государственной Думе РФ Александр Кругликов.

В начале приветственной речи Жорес Иванович поблагодарил руководство города за возможность побывать в Ульяновске:

— Я рад, что наша встреча проходит в Ульяновском государственном университете, где обучаются 15 тысяч студентов и плодотворно работает 22 факультета. Это показывает, что образование продолжает играть огромную роль в нашей стране.

Речь нобелевского лауреата была посвящена важным проблемам науки и образования.

Хочу напомнить:

— С моей точки зрения, российская наука не востребована. И все чаще возникают мысли: для чего и для кого мы готовим специалистов? Экономика России должна строиться на использовании научных достижений в области высоких технологий.

Я хочу напомнить, как во время Гражданской войны, в 1918 году, в нашей стране был создан физико-технический институт, который сейчас носит имя академика Иоффе (и в котором ваш покорный слуга работает уже более 50 лет). Все эти годы институт играет решающую роль в развитии науки и технологии в стране, обеспечивает Россию кадрами для решения атомной проблемы, ракетной проблемы, развития полупроводников и физики твердого тела.

Наряду с нашим были открыты физико-химический институт имени Карпова, Всесоюзный электротехнический институт и ряд других научных школ. Почему в столь нелегкое для страны время так важны были новые научные институты? Потому, что руководство страны понимало: экономика молодого государства не может развиваться без собственной науки.

Мне приходилось общаться со многими выдающимися учеными СССР, в том числе и с теми, кто сыграл решающую роль в развитии физики и технологии, решении атомной проблемы России. Петр Леонидович Капица, с которым я имел счастье общаться и даже выступать с докладами на его семинарах, рассказывал, как в 1921 году он участвовал в зарубежной научной командировке под руководством Абрама Федоровича Иоффе. (Тогда в жизни Капицы произошла страшная трагедия: в Петрограде от голода умерли его жена и двое маленьких детей.) В состав делегации, кроме него, входили академики Рождественский и Крылов. Во время поездки Иоффе познакомил Капицу с выдающимся американским физиком Эрнестом Розерфордом, и это знакомство закончилось тем, что Петр Леонидович впоследствии 14 лет работал в его лаборатории. Так вот, делегация ученых привезла в Россию 40 ящиков с современным оборудованием для нашего института. Тогда же была возобновлена подписка на все основные зарубежные издания.

Урон единству

— В 1955 году единству академической науки и высшего образования государство нанесло большой урон. Никита Сергеевич Хрущев случайно узнал, что научные работники по совместительству преподают в вузах. 'Это не правильно, когда человек получает две зарплаты!’ — заявил вождь и издал правительственный закон, запрещающий педагогическое совмещение. Для того, чтобы сохранить свои научные школы, академики Гринберг, Константинов, Наследов продолжали возглавлять кафедры бесплатно. Только в 1966 году это постановление правительства было отменено, но к тому времени связи науки и образования были существенно подорваны.

’Золотой миллиард’

— В США все подчинено идее так называемого 'золотого миллиарда’, и экономика полностью направлена на развитие современных технологий. И, конечно, печально, что мы у себя в стране эти возможности не используем.

Это печально и для вашего покорного слуги. Когда в 2000 году я получал Нобелевскую премию, формулировка комитета звучала так: 'За базовые и фундаментальные исследования, составившие основу современных информационных технологий’. Да, на тех исследованиях, которые мы проводили, впоследствии развивалась современная полупроводниковая электроника. И объемы продаж созданных нами компаний в скором времени составили огромные миллиарды долларов, а объемы системных продаж — триллионные величины. При этом электронная промышленность нашей страны по объемам производства соответствовала лишь 20–25% электронной промышленности начала перестройки, а по уровню технологий и вовсе началу 80-х годов.

И мы это 'скушали’

— Для сохранения потенциала в науке огромную роль играет международное сотрудничество. Мы в значительной степени можем вести научную работу, благодаря совместным проектам и получению международных грантов.

В советское время электронная промышленность представляла собой мощную империю: в более чем трех тысячах предприятий работали миллионы людей. Это производство было развито во всех союзных республиках, а особенно в России, Белоруссии и на Украине. Сегодня в России от прошлого объема осталось только 20–25%, а во всех других республиках, кроме Белоруссии, его просто нет.

С одной стороны, эта промышленность требует огромных инвестиций, с другой — она является основным локомотивом экономического развития страны последних 50 лет и будет им оставаться еще 2–3 десятилетия. И для того, чтобы ситуация изменилась, должно измениться отношение государства к развитию передовых технологий в стране. Мы все знаем, что произошло с нашей страной за последние 20 лет. И мы это 'скушали’.

Реформы ради реформ

— Когда мы говорим о сегодняшней реформе науки и образования, мы не должны забывать простую вещь: нельзя проводить реформы ради реформ. Реформы должны проводиться тогда, когда этого требуют жизнь, развитие экономики и культуры общества. И не за счет идеологий, выдуманных в кабинетах чиновников.

Ранжирование вузов

— Это чушь собачья! Уровень университета определяется тем, как он работает. Мы постоянно соревнуемся с Америкой. Но ведь все американские университеты являются обычными государственными вузами. Национальным достоянием их делают работы и исследования, которые проводят их ученые.

О разделении науки

— Делить науку на фундаментальную и прикладную неправильно. Есть наука, и есть ее приложения. Выдающийся американский физик-теоретик Уильям Шокли, один из первооткрывателей транзисторов, получая Нобелевскую премию, сказал: 'Важен результат, а не то, как он получен: в ходе исследований ультрафундаментальных проблем или мощностных характеристик транзисторов’.

Связь поколений

— В нашем институте мы стараемся сохранять связь поколений. При институте создан физико-технический лицей. Из трех выпускных классов лицея половина учеников поступает на факультет. А половина выпускников факультета остается работать в институте. Всегда с гордостью рассказываю, как на юбилее Российской Академии наук в 1999 году, на выездном заседании Президиума РАН в нашем научно-образовательном Центре (знали бы вы, сколько в Думе мы потратили сил, чтобы он имел право на существование!), я получил самую лестную в своей жизни похвалу. Она прозвучала из уст главного ученого секретаря Президиума академика Николая Платэ. Мы построили заседание так, чтобы его участники заслушали три научных доклада: выпускника лицея, студента и аспиранта, бывшего лицеиста и выпускника кафедры, только что защитившего диссертацию. И эта троица сделала такие замечательные доклады, что Николай Альфредович сказал: 'Дай бог, чтобы у нас на Президиуме академики делали такого же класса научные доклады’.

Рыночные отношения

— В советское время примером рыночных отношений было распределение молодых специалистов, когда выпускники вузов три года должны были работать непосредственно по специальности. А сегодня на бюджетные средства мы готовим специалистов, которые дальше работают совсем не в тех областях, для которых мы их готовили.

В Комитете науки

и образования

— Так же как и в других комитетах Госдумы, в Комитете науки и образования проекты могут быть приняты только в том случае, если их предлагает правительство. Я подавал целый ряд поправок к существующему законодательству, которые впрямую касаются вопросов науки и образования, создания образовательных учреждений и др., и каждый раз получал отрицательный ответ.

Больная тема

— Она может быть интересна и вам. Сегодня аспирантура, на мой взгляд, не вполне соответствует своему истинному предназначению.

Научный руководитель заинтересован лишь в том, чтобы его аспирант защитил диссертацию, а какое он получит образование, его волнует мало. Когда я был аспирантом-соискателем, моего научного руководителя, профессора Федора Лукинского, волновало только то, как мы знаем физику. Причем он считал, что на 'пять’ ее знает только господь Бог, на 'четверку’ — он сам, а все остальные знают не больше чем на 'трояк’.

Так вот, с моей точки зрения, аспирантура — это продуманная система образования. Эта идея — создание академического физико-технологического университета — была реализована, такой университет был создан в 2002 году при РАН. В нем — три основополагающие кафедры: кафедра физики и технологии наноструктур, кафедра астрофизики и кафедра физики нейтронных исследований. Кроме того, есть кафедры философии, истории техники и иностранных языков. (По-моему, аспирант должен быть широко образованным человеком: один из иностранных языков знать свободно, на втором — читать). Два года мы добивались лицензии, и до сих пор университет не является бюджетополучателем и не имеет ни одной копейки государственных денег. Вы спросите: почему? Потому, что академия, по закону, не имеет права создавать образовательные учреждения. И изменить этот закон мы пока не в силах: все мои поправки, внесенные в правительство, получали отрицательные рецензии.

Страна оптимистов

— Мы живем в стране оптимистов. Все пессимисты из нее давно уехали. Зато оставшиеся полны оптимистических надежд превратить Россию в мощную державу, развитую во всех отношениях.

В заключение встречи ректор УлГУ Юрий Полянсков вручил Жоресу Алферову диплом и мантию почетного профессора Ульяновского государственного университета.

— Я очень тронут, — сказал в ответ Жорес Иванович. — Вы напомнили мне подобную церемонию в старейшем университете Швеции, где я был удостоен такого же звания. Тогда на вручении прозвучали слова: 'У нас для получения звания 'Почетный профессор» нужно выполнить два условия: стать Нобелевским лауреатом и прочитать лекцию. В Ульяновском университете я все это выполнил.

Наша справка:

Жорес Иванович Алферов в марте этого года отметил свое 75-летие. Крупнейший российский ученый, основоположник нового направления в физике полупроводников и полупроводниковой электронике. Действительный член (академик) Российской Академии наук, вице-президент РАН, председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, научный руководитель Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе РАН. Депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета по образованию и науке. В 1952 году с отличием окончил Ленинградский электротехнический институт имени В.И.Ульянова (Ленина) по специальности 'Электровакуумная техника’. Работал в Физико-техническом институте имени А.Ф.Иоффе АН СССР инженером, младшим, старшим научным сотрудником, заведующим сектором, заведующим отделом, директором.

Автор 50 изобретений, трех монографий, более 350 научных статей в отечественных и международных журналах.

Лауреат Ленинской (1972) и Государственной (1984) премий СССР. Награжден золотой медалью С.Баллантайна Франклиновским институтом (США), премией 'Хьюлетт-Паккард’ Европейского физического общества, Международной премией симпозиума по арсениду галлия и золотой медалью Х.Велькера, премией им. А.П.Карпинского (ФРГ). Иностранный член Польской академии наук, Франклиновского института (США), Национальной академии наук и Национальной инженерной академии США, почетный профессор Гаванского университета (Куба).

Лауреат Нобелевской премии 2000 года.

 Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019